16.03.2012

The Centre of the World

Центр мира

В мире больше нет такого загадочного и необычного города, как Иерусалим. Это – святой город для трех основных мировых религий – ислама, православия и иудаизма. Иерусалим на древних картах обозначен как центр мира. Возвышающийся среди гор на уровне 650-840 м над уровнем моря древний город, непрестанно влечет к себе миллионы паломников со всего мира желающих поклониться святыням и обычных туристов, которые своими глазами хотят увидеть этот необычный город.
Иерусалим (на древнееврейском языке "Иери-Салим" - "город мира"; арабское название "Эль Кудс" - "святыня, святилище") на протяжении тысячелетий служит поводом для бесконечных споров и кровопролитных войн.
Для иудеев Иерусалим напрямую связан с их пророками и царями, легендарными Храмами, от которых осталась лишь Стена Плача. А за стеной – мир ислама, для последователей которого Иерусалим является третьим по значимости городом после Мекки и Медины.

Здесь, в Старом городе, возвышается мечеть Скалы, золотой купол которой виден с многих точек израильской столицы. Здесь находился краеугольный камень, с которого основатель ислама пророк Мухаммед отправился на небо перед тем, как рассказать мусульманам об основных догматах мировой религии.
Виа Долороса, скорбный путь, по которому Иисус Христос шел на Голгофу, Храм Гроба Господня, Гефсиманский сад, могилы Девы Марии и ее родителей – эти и другие святые для каждого христианина места привлекают в Иерусалим сотни тысяч паломников и туристов.
И Израиль, и Палестинская автономия официально считают Иерусалим своей столицей, не признавая такого права за другой стороной. Израильский суверенитет над восточной частью города официально не был признан ООН и значительной частью международного сообщества. 5 декабря 1949 г. Израиль объявил Иерусалим своей столицей. В Иерусалиме находятся Кнессет (израильский парламент) и все государственные и правительственные учреждения Израиля. Законом об Иерусалиме от 30 июля 1980 г. Израиль объявил Иерусалим своей единой и неделимой столицей.
ООН не признает аннексии Восточного Иерусалима. После того, как 15 августа 2006 года правительство Коста-Рики объявило о переводе своего посольства из Иерусалима в Тель-Авив, а 25 августа того же года правительство Сальвадора последовало его примеру, в Иерусалиме не осталось дипломатических миссий иностранных государств. Почти все страны размещают свои посольства в районе Большого Тель-Авива, за исключением Боливии и Парагвая, чьи посольства располагаются в пригороде Иерусалима Мевасерет-Цион.
В разное время Иерусалимом владели Иудейское царство, империя Александра Македонского, Сирия Селевкидов, Египет Птолемеев, Древний Рим, Византия, Арабский халифат, крестоносцы, государство Айюбидов, монголо-татары, государство мамлюков, Османская империя, Британская империя, Иордания, Израиль.
Иерусалим был основан Царем Давидом около 3,5 тыс. лет назад на месте города Иевуса, ранее принадлежавшего иевусеям. Царь Давид переименовал город и придал ему еврейский характер. Начинался город с крепости на холме, которая была названа Город Давида. Давид после этого торжественно перенес туда величайшую еврейскую святыню – Ковчег Завета – символ присутствия Бога. Тем самым он превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.
Сын Давида, Соломон, построил на этом холме Первый Храм в 961-922 гг. до н.э. Это был очаг культуры и духовности еврейского народа. Однако вавилонские войска царя Навуходоносора завоевали город и в 587 г. до н.э. разрушили Храм и выслали евреев в Вавилон. При этом Ковчег Завета бесследно исчез.

Однако в 537 г. до н.э. иудеи, благодаря персидскому царю Кире, получили возможность вернуться обратно в этот город и построили Второй Храм, сооружение которого было завершено в 517 г. до н.э. После того как Храм был перестроен царем иудеев Иродом Великим на рубеже веков, он превратился в одно из чудес света, став самым грандиозным сооружением того времени во всем мире. Вокруг этого храма стал развиваться город.
Однако и этот Храм в итоге не уцелел. Солдаты римского Десятого легиона императора Тита осадили Иерусалим в 70 г. н.э. Город и Второй Храм были разрушены, а иудеи выгнаны из города. Им было разрешено только раз в год – в день разрушения Храма – взирать на его остатки с Масличной (Елеонской) горы.
В 135 г. н.э. на месте Иерусалима был построен город Юлия Капитолина, которым владел Рим. Иерусалим переживал упадок в течение двух столетий вплоть до 326 г., когда император Константин и его мать Елена, приняв христианство, совершили паломничество на Святую Землю, вернули Иерусалиму прежнее название и построили святилища, чтобы увековечить события, связанные с Иисусом Христом.
В 361 г. на престол римской империи взошел Юлиан. Он объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории, в том числе, и для различных христианских сект, и о возврате конфискованного имущества языческих храмов. Среди прочего, Юлиан обнародовал также и свой план о восстановлении еврейского Храма в Иерусалиме. Однако 26 мая 363 г. работы по восстановлению Храма были прекращены из-за пожара, который возник в результате стихийного бедствия или аварии на Храмовой горе. А спустя месяц Юлиан пал в бою, и его место занял христианский полководец Иовиан, который положил конец всем его планам.
В период господства Византии город расцвел, но в 614 г. в страну вторглись персы. В 637 г. Иерусалим захватили арабы – мусульмане, они построили Наскальный Купол на месте Храма Соломона. Крестоносцы владели городом с 1099 до 1187 г., и были изгнаны оттуда Саладином. Затем власть захватили мамлюки. В 1517 г. они были выгнаны, и Палестина стала частью Оттоманской Империи. В период 1917-1947 гг. Иерусалим становится административным центром английской подмандатной территории Палестина.

В 1947 г. генассамблея ООН резолюцией о разделе Палестины на еврейское и арабское государства предусмотрела для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться ООН. Однако осуществить эту резолюцию генассамблее так и не удалось. Представители Еврейского агентства согласились с планом раздела, однако арабские государства и представитель Высшего арабского комитета отвергли его, заявив, что они не считают себя связанными этой резолюцией.
Непреодолимые разногласия между сторонами в этом конфликте привели к тому, что после окончания британского мандата в 1948 г. в Палестине была развязана полномасштабная война, которая, в свою очередь, привела к фактическому разделу страны и самого Иерусалима. Западная часть города отошла к Израилю и фактически стала его столицей, восточная часть города отошла к Иордании. В 1967 г. в ходе Шестидневной войны Израиль захватил западный берег реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля.
Плач по Храму
Как уже сообщалось, Второй Храм был разрушен в 70 г. н.э. римским императором Титом и до настоящего времени от этого Храма сохранилась Западная стена или Стена Плача. Она не является непосредственно стеной Храма, а представляет собой остатки опорных сооружений Ирода Великого для укрепления Храмовой горы. Пророк Иеремия предсказал, что Иерусалимский храм будет разрушен, но его западная стена сохранится. И хотя Стена Плача не является стеной Храма, но наиболее близка к ней и поэтому стала величайшей святыней еврейского народа.
Длина всей Западной стены составляет 488 метров. Стены возвышаются на высоту 15 метров, и еще часть стены находится под грунтом. Она была сооружена из огромных обтесанных каменных блоков без скрепляющего раствора и все камни очень плотно подогнаны друг к другу.

Свое название Стена Плача получила потому, что евреи оплакивают здесь Первый и Второй Храмы, разрушенные оба в один день, но в различные годы. Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм, который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание Страшного Суда.
Возле Стены Плача можно найти молящихся в любое время суток. Обычаем миллионов людей всего мира стало вкладывать записки между камней Стены Плача. На них пишут просьбы о ниспослании здоровья, достатка, спасения и удачи. Раз в месяц все записки собираются и закапываются в специальных емкостях на Масличной горе, так что все послания к Всевышнему никогда не исчезнут.

Не евреи тоже могут подойти к Стене Плача, если будут соответствующе одеты: мужчины в головных уборах, женщины в скромной одежде и с покрытыми плечами. Замужние женщины должны подходить к Стене с покрытой головой. Кипы и платки для покрытия головы и плеч можно получить у стены на время. У Стены Плача мужчины молятся с левой стороны, а женщины – с правой.
Со Стеной Плача связано очень много современных традиций. Здесь приносят присягу солдаты отборных боевых частей Армии Обороны Израиля, многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста, впервые вызываются здесь к чтению Торы, в День Независимости Израиля и в День Освобождения Иерусалима у Стены проводятся торжественные мероприятия.
Центр Христианства
В 324 г. император Константин принял христианство и сделал его государственной религией. Он перевел свой двор в Византию (нынешний Стамбул) и приступил к большому строительству в Иерусалиме, целью которого было укрепление статуса Иерусалима как колыбели христианства. В это время в Иерусалиме был построен Храм Гроба Господня, где по преданию был распят, а затем похоронен Иисус.

Одна из величайших святынь христианства, Храм Гроба Господня, за многовековую историю Иерусалима неоднократно разрушался, перестраивался, переходил под власть то христианских, то мусульманских правителей. В том виде, в котором он существует сейчас, Храм был отстроен в 1810 г. после крупного пожара.
Современный Храм Гроба Господня состоит из трех основных сооружений: храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения.

Территория Храма строго разделена между шестью христианскими конфессиями: греко-православной, римско-католической, сирийской, коптской, эфиопской и армянской. Это соглашение, принятое в 1852 г., известно как "статус-кво". Но главные святыни – Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство службами в Храме, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.
Такое разделение нередко служит причиной конфликтов между представителями разных конфессий, поэтому с середины XII в. ключи от Храма Гроба Господня хранятся в мусульманской семье, а представитель другой мусульманской семьи – Нусейбе – каждый день открывает и закрывает ворота Храма. Ключи от Храма передаются в этих семьях старшему сыну из поколения в поколение вот уже много веков.

Слева от главного входа в Храм можно заметить, что одна из трех колонн, расколота снизу доверху. По преданию, много веков назад, когда православным было отказано в проведении Пасхальной службы, при которой сходит Благодатный огонь, колонну рассекло небесное пламя. Оно сошло не в Кувуклию (Гроб Господень), где его ожидали армяне, а в руки греческого Патриарха, который возжег пасхальную свечу на улице, от храмовой колонны.
Сразу при входе в Храм на полу лежит камень Помазания, представляющий собой продолговатую низкую плиту. Согласно преданиям, на этот камень, облицованный сейчас мрамором, было положено тело Христа, снятое с креста, для умащения ароматическими веществами перед погребением. Каждый паломник обязательно прикасается к этому камню, прикладывает к нему иконы, крестики, свечи. В мире существует всего два места, где самостоятельно без священника можно освятить икону или крестик – одно из них расположено тут, а второе – в Церкви Рождества Христова в Вифлееме.
Справа от входа 15 мраморных ступеней ведут на Голгофу – скалу, где был установлен крест. Над местом распятия возведен греческий алтарь. Серебряным кругом отмечена точка опоры креста, а предполагаемые места, где стояли кресты двух разбойников, казненных с Иисусом на Голгофе, обозначены двумя черными кругами. В застекленном окошке можно увидеть трещину в скале, которая образовалась при последнем вздохе Иисуса. Чтобы прикоснуться к месту установки креста нужно всегда простоять немаленькую очередь, а также буквально на коленях вползать в низкий проем, в котором невозможно стоять в полный рост.
Если вы пройдете налево от камня, то попадете в большую ротонду центрального здания Храма, в центре которой возвышается мраморная часовня (Кувуклия) – главная святыня Храма. Часовня перекрывает пещеру Гроба Господня (где был похоронен Иисус) и делится на две части: придел Ангела и собственно Гроб Господень. Два окошка в приделе Ангела служат для передачи всем молящимся Благодатного Огня, который ежегодно сходит в Великую Субботу перед Пасхой.

По традиции, в Великую Субботу патриархи греко-православной и армянской церквей входят в Кувуклию. Патриарх греческой церкви входит в пещеру Гроба Господня и молится о ниспослании огня. Патриарх армянской церкви остается в приделе Ангела. В его обязанности входит наблюдать за тем, чтобы греческий патриарх не возжег огонь при помощи природных средств.
Когда огонь загорается, греческий патриарх выносит горящую лампаду, от которой армянский патриарх зажигает свечи (связки из 33-х свечей, по количеству лет земной жизни Христа), затем оба священнослужителя выходят к верующим.
Вторая часть часовни, Гроб Господень, представляет собой маленькую пещерку, где с трудом могут поместиться 3-4 человека. Это каменное погребальное Ложе, высеченное в природной скале. По еврейскому обычаю, тело Христа было положено головой на запад, а ногами на восток.

Третья часть Храма Гроба Господня – Храм Воскресения. В его центре на мраморном полу на небольшом возвышении установлена каменная ваза, символизирующая "пуп земли" (космологическое понятие центра мира). Существует традиция, по которой все посетители Храма должны коснуться на счастье чаши, символизирующей "пуп земли".
Иерусалим Исламский
В 637 г. Иерусалим захватили арабы – мусульмане, они построили две великие мечети на месте Храма Соломона – Аль-Акса (Купол Омара) и Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы).
Мечеть Купол Скалы по праву считается визитной карточкой Иерусалима. Ее золотой купол двадцатиметрового диаметра виден из любой точки Старого города и со всех смотровых площадок. Эта мечеть не является действующей и на настоящий момент представляет собой архитектурный памятник, оберегающий священную скалу, с которой пророк Мухаммед вознесся в небо. В Куполе Скалы хранится отпечаток стопы Мухаммеда и три волоска из его бороды.

Купол Скалы является одним из древнейших памятников исламской архитектуры и считается одной из важнейших святынь у мусульман. Вход в мечеть Купол Скалы запрещен для всех "неверных". Однако для туристов делаются исключения, но и при этом, настоятель мечети может отказать в посещении Храма какому-либо туристу или всей туристической группе. Стоит также отметить, что в отличие от всех остальных Святынь города, посещение обоих мечетей является платным.
Вторая мечеть, Аль-Акса, расположена рядом с мечетей Купол Скалы. Именно эта мечеть является третьей святыней ислама после Каабы (мечеть Аль-Харам) в Мекке и мечети Пророка в Медине.

С этим местом связано ночное путешествие пророка Мухаммеда и его вознесение. В этом месте Мухаммед встретил пророков, посланных до него – Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусу) и Иисуса (Ису) и совершил молитву в качестве имама. После молитвы ангелы рассекли Мухаммеду грудь и омыли его сердце. И тогда он совершил восхождение на небо по лестнице ангелов и посетил семь небес, после чего предстал перед Аллахом, который открыл Мухаммеду правила мусульманской молитвы.
Первое здание мечети Аль-Акса было построено халифом Омаром бен аль Хаттабом в 636 г. на Храмовой горе. Первоначально это был небольшой молитвенный дом.
Нынешнее сооружение было заложено халифом Абдель аль Маликом из династии омейядов в 709-714 г. Здание неоднократно перестраивалось, страдало от разрушений и пожаров.
Прогулки по Иерусалиму
Помимо главных святынь трех мировых религий, в Иерусалиме много других памятников архитектуры, множество музеев, старые и узкие улочки, по которым совершать неторопливые прогулки одно удовольствие. В городе также много кафе, ресторанов, рынков и различных магазинов.
Напротив Храмовой горы находится Елеонская или Масличная гора. Она издревле была засажена маслинами, откуда и получила второе название. На западных и южных склонах южной оконечности Масличной горы расположено древнее еврейское кладбище, быть похороненным на котором считается большой честью. Святость кладбища определяется его непосредственной близостью к долине Кидрон. В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней Мессия взойдет на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иезекииля, начнется воскресение мертвых. В настоящее время на горе насчитывается не менее 150 тыс. могил, а первые захоронения здесь начались еще в эпоху Первого Храма.
На горе также расположен Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь, являющийся православным женским монастырем. Вознесенский собор был построен в неовизантийском стиле. Строительство велось с декабря 1873 г. по 1881 г., с приостановкой на время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Однако освящен он был только 7 июня 1886 г., после получения разрешения султана.
За одним из рынков Старого города, на улице Муристан, расположена одна из самых примечательных церквей города – церковь Искупления (1898 г.) и одна из древнейших церквей Иерусалима – Иоанна Крестителя (VIII в. н.э.).

За Львиными воротами в пределах Старого города тянется Виа Делароза (Долороза или Скорбный путь), по которому, согласно библейским преданиям, Христос проделал свой путь на Голгофу. На протяжении всего Скорбного пути церквями и памятниками отмечены все этапы пути мессии. В пределах Виа Делароза обязательно стоит осмотреть Гефсиманский сад за Львиными воротами, где был арестован Христос, монастырь Святой Анны (матери Девы Марии), подземную купель Вифезда (Овечья купель), школу Эль-Омария (Омрим) на месте крепости Антония, часовни Бичевания и Осуждения, монастырь Сестер Сиона, здание Армянского патриархата, часовню Святой Вероники и церковь Богоматери Великомученицы.
Не менее интересны и районы Иерусалима, лежащие за пределами Старого Города. На площади Сафра высится красивое здание муниципалитета Иерусалима. Несколько западнее расположено Миграш а-Русим (Русское подворье) с православным собором Святой Троицы (1863 г.), Суд первой инстанции и Музей узников подполья в здании бывшей британской тюрьмы. В этом же районе расположены Абиссинская (Эфиопская) церковь, монастырь Святого Иосифа.
На склоне холма Гиват Рам расположено здание Кнессета (1966 г.) – резиденции израильского парламента, а также старое здание парламента "Кирия", Верховный суд (1992 г.), огромный университетский кампус Гиват Рам, Академия Иврита, колледж Орт, Амфитеатр, Национальный музей Израиля (1965 г.) с уникальными экспозициями, а также Храм Книги, в котором хранятся знаменитые "свитки Мертвого моря", Музей библейской земли и т.д.
На горе Герцль расположено Национальное кладбище, где похоронены выдающиеся деятели Израиля, а также работает музей Теодора Герцля. У подножия горы раскинулся район Эйн-Керем, в котором, по преданию, родился Иоанн Креститель. Сейчас здесь можно осмотреть церкви Святого Иоанна (1674 г.), монастырь Сестер Сиона (1860 г.), русский православный женский монастырь (основан в конце XIX в.) с церковью Иконы Казанской Богоматери, католический монастырь сестер Розарии (1910 г.).

На холме Памяти, к западу от горы Герцель, находится национальный мемориал "Яд Вашем" ("Вечная память"), посвященный памяти жертв Холокоста, вокруг которого разбит парк имени Януша Корчака. Собранные в музее документы, фотографии, личные вещи и свидетельства заставят содрогнуться сердца всех посетителей. Очень тяжелое впечатление оставляет посещение "Детского мемориала", где в зеркалах длинного коридора находит отражение огонь от тысяч свечей. Под звуки камерной музыки звучит перечисление имен погибших детей.

Вокруг музея разбит парк имени Януша Корчака (польского учителя, который добровольно отправился в газовую камеру с еврейскими детьми, несмотря на то, что ему в последнюю минуту предложили свободу). Аллея, ведущая к парку, усажена деревьями, в знак благодарности и великой признательности людям – не евреям, спасавшим евреев от рук нацистов. Имена этих людей и места проживания выбиты на мемориальной стене, установленной в саду.
В Зале Памяти на полу высечены названия 22 транзитных и концентрационных лагерей, мест массовых убийств, выбранных из сотен им подобных, разбросанных по всей Европе. В центре зала горит вечный огонь, а вблизи него памятная плита, под которой покоится пепел сожженных тел, доставленный из лагерей смерти.
Побывав в Иерусалиме, понимаешь, что это действительно удивительное место на Земле. Это вечный город, являющийся центром притяжения паломников и туристов во все времена. Только тут можно увидеть воочию глубинную связь между тремя основными религиями, прикоснуться ко всем святым местам. Каждое место в этом городе имеет свою чарующую и неповторимую прелесть. Согласно легенде, при сотворении земли Бог дал ей десять измерений красоты. Девять из них были отданы Иерусалиму, а последнее было рассеяно по всему миру.